Региональная спортивная федерация спортивного туризма Пермского края Алко-спортивно-туристский клуб «Ледяные яйца» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План-проект комбинированной алко-спортивно-туристской экспедиции
рудник Желанный – оз.Малое Балбанты-г.Народа(радиально)- перевал Кар-Кар –ручей Олений-ручей с перевала Студенческий-г.Манарага(радиально)-стрелка рек Манарага и Косью- сплав по реке Косью), с 24 июля по 4 августа 2011 года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель группы: Волохов Сергей Анатольевич Зам. рук. группы: Гребнев Дмитрий Геннадьевич Адрес руководителя: Пермь, ул. Вильямса, д. 4, кв. 121 Адрес зам. руководителя: Пермь, ул. Карбышева, д. 38, кв. 51 Состав группы: Петров Дмитрий Шаталов Юрий Коноплев Леонид Зайцев Владимир Юсупов Ринат
Пешая часть маршрута имеет …элементы второй…категории сложности Водная часть маршрута имеет … элементы второй …категории сложности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пермь 2011 г |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Нитка маршрута:
г. Пермь - г. Инта – рудник Желанный(оз.Бол.Балбанты) – оз.Мал.Балбанты – кругл. оз.под перевалом Кар-Кар – г.Народа(радиально)-перевал Кар-Кар - брод р. Манарага – брод ручья Олений –Балок Манарага на л.б.или ручей с перевала Студенческий на п.б. - г.Манарага(радиально)-стрелка рек Манарага и Косью – сплав по р. Косью – ст. Косью – г.Пермь
Протяжённость пешего маршрута условно 50 км, без учета радиальных выходов. Радиальные выходы г.Народа 12км, г. Манарага 18км Итого чистой пешки прибл. 80км Протяжённость водного маршрута условно 137 км
Раскладка графика маршрута по дням для Национального парка (меньше дней - дешевле путёвка*):
1. рудник Желанный - под перевалом Кар-Кар 2. под перевалом Кар-Кар - ручей Олений 3. ручей Олений - стрелка с ручьем Профиль Манараги 4. стрелка с ручьем Профиль Манараги - стрелка с рекой Индысей 5. стрелка с р. Индысей - впадение реки Вангыр 6. впадение реки Вангыр - ст. Косью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Варианты подъезда и отъезда
Заброска до руд. Желанный от ж/д ст. Инта а/м Урал вод. Валерий Белов – очень хорошие отзывы, своя машина. Тел. (82145) 632-89 Коковкин Геннадий Иванович т. 8-(82145)-31146 сот.т. 8-912-8635671 – хорошие отзывы.
7,5 ч. (по разным отчетам 110-140км) Средняя скорость Урал 25 км/час. По дороге необходимо остановиться у поста Национального парка, где проверяют пропуск в парк. Примерно на середине пути дорога вброд переезжает реку Кожим. В районе руд. Желанный необходимо переехать вброд через. р. Балбанью в месте, где она вытекает из оз. Большое Балбанты, потому что идти необходимо по орографически правому берегу реки, а дорога приходит к левому берегу Балбанью. Выброска: сплав заканчивается около нескольких домиков на ЛБ р. Косью, рядом с которыми причалены лодки-комячки. На одном из домиков намертво прибита табличка с надписью «Магазин. Закрыто на учёт». Вокруг домиков красномошное болото с морошкой, но можно просушить баллоны на мостках, и собрать рюкзаки под навесом домика с надписью «Магазин». От домиков через болото уходит мокрая тропа, которая через 500 м выходит на широкую грунтовую дорогу. Дорога проложена из-за строительства газопровода Норд Стрим. Далее тропа опять ныряет в лес и через очередное болото приводит на станцию Косью. На станции Косью зал ожидания на вокзале открыт ночью. Пейзаж вокруг удручающий – видно, что это бывшие зоны. В посёлке два каменных дома, наполовину нежилых. В одном из домов работает магазин РЖД с 10:30 до 12:30 и с 16:30 до 20:30. Остальные строения – деревянные бараки и сараи. Сотовой связи нет. К туристам проявляет нездоровый «интерес» местная молодёжь. После прибытия в конечный пункт путешествия ст. Косью, мы должны знать, что
на этой станции скорые поезда дальнего следования не останавливаются! Печора – Сивая Маска – Воркута 15.50 На ст. Косью Воркута – Сивая Маска – Печора 9.15 На ст. Косью Печора – Инта 8.55 На ст. Косью Печора – Инта 19.40 На ст. Косью Инта – Печора 14.15 На ст. Косью Инта – Печора 19.00 На ст. Косью Внимание!!! Расписание местных поездов может изменяться в пределах 40-50 минут. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Аварийный выход с пешей части маршрута и р. Манарага возможен только обратно к руд. Желанный.Кроме перевала Кар-Кар из долины р. Балбанью в долину р. Манарага ведёт более простой перевал Зигзаг через долину р. Лимбекою. С водной части маршрута после впадения в реку Косью самый быстрый способ выхода с маршрута – сам сплав по реке Косью. Уже в районе впадения р. Индысей есть шанс встретить людей – сразу после впадения р. Индысей на ПБ Косью на дереве табличка с надписью «наб. р. Фонтанки», хорошо заметная с воды. В этом месте расположена целая заимка: домик с тремя спальнями, баня, туалет, оборудованное кострище с навесом. Видно, что это место нередко посещается людьми. Ниже по течению после «каньона» на ПБ Косью есть трёхэтажная изба. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Описания категорийных препятствий. Вершина Народная (Поэнурр). Высота 1896 м, 1Б(з), н/к. находится в Исследовательском кряже. От массива вершины начинаются реки: Народа, Карпиншор (оз. Голубое), Манарага, Балбанъю. Классическое восхождение из долины р.Балбанъю. По узкой долине ручья выход на плато (на фото), далее – подъём по гребню, крутизна 25-30, перед вершиной подъём выполаживается до 15-20, предвершинный «взлет» 30. Последние 2 км особенно круты (200 м/км).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробное описание восхождения на г. Народная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вершина Манарага. Высота 1 башни 1598 м, 1Б. Высота 2 башни 1663 м. 2А (основная вершина). Находится в горном узле, образованном Восточными Саледами и хребтом Малдынырд, который можно обозначить, как массив Манарага. Классическое восхождение с перевала Студенческий по восточному гребню. Выход под южный склон от приюта «Манарага» далее – на плечо восточного гребня. Отсюда – по широкому осыпному восточному гребню под 1 башню. Далее – по осыпным восточным полкам северной стороны башни – выход на нее (попеременная страховка). Выход на вершину 1 башни по внутреннему углу. Затем спуск до начала внутреннего угла и опять – по осыпным полкам выход к седлу между башнями. Дюльфер 5 м на седло. Далее: в начале по осыпной полке, затем – между скалой и плитой по закрытому 5-ти метровому камину до узкой (0,5 м) полки. Организация перильной страховки. Опять по полкам на широкий уступ. Выход под вершину второй башни по внутреннему углу (крюк). Всё время придется идти по северной стороне. И на вершину – опять по осыпным полкам. Простое лазание уже с южной стороны башни. Спуск по пути подъёма. Перевал №87 (Каркар) Высота 1240 м, 1А, 1Б (з). Соединяет верховья долин рек Балбанъю (басс. р. Кожим) и Манарага (басс. р. Косью). Находится в Исследовательском кряже, в 4 км на северо-запад от г. Народная. Направление перевала: северо-восток - юго-запад. Свое название получил от двух мощных каров, расположенных по обе стороны перевальной точки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Со стороны р. Балбанъю выход на перевал от озера с островом. Перепад высот от озера до седла около 70-80 м, крутизна 30°.Спуск в долину р. Манарага по двум ступеням. Первая ступень протяженностью 150-200 м. Крутизна 35°. Средне- и крупнообломочная осыпь. Перепад высот 420 м. На вторую ступень ведут моренные гряды, около 1 км. Вторая ступень заканчивается на р. Манарага. Длина около 80-100 м. Крутизна 25° |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. График движения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Топонимы на маршруте
р.Бáлбанъю (Болбанъю), лев. приток
р. Кожим. Дл. 52 км: коми бöлбан «болван, истукан», ю «река».
Бöлбанъю «болванская река». Гидроним указывает на то, что здесь раньше
стояли болваны, истуканы — древнее святилище ненцев или манси. Мансийское
название Хай-яга (яха) Лимбекоиз, г. и ледн. в Исследовательском кряже. С горы берет начало Лимбекою (Лимбекаю), лев. приток р. Кожым. Дл. 54 км. Гибридное название: ненец, лимбя «орел, орлиный», -ка (-ко)— уменьшительный суффикс, коми из «гора, камень», ю «река». Лимбекоиз «орлиная гора» в. Народная – названа отрядом экспедиции под руководством аспиранта геолога А.Н. Алешкова (1924-1928 гг.) в честь 10 летней годовщины советского народа. На некоторых картах, обозначено название «Поэн-урр» что на языке манси обозначает «Наивысшая» Нáродная, Нáрода (Народаиз, Народиз), имеет следующее толкование: Народиз – на языке коми из «гора, камень», народа означает «лес, лесной». Действительно, у подножья и в глубоких долинах горы растет лиственничный и березовый лес. Перевал Каркар – получил название
из за прохождения перевала из кара в кар. Ненецкое название Косью — Торовей-яга можно сравнить с совр, ненец, тырабэй «сухой, высохший, засохший» и яха «река». Торовей-яга осмысливается как «сухая, мелководная река». р.Вангыр-ю(более древняя форма Вангерья) «извилистая, кривая река». Вангырвом – поселение в устье р.
Вангыр. р. Изъяю – каменная река. руч. Пывсяншор – Пывсян - баня,
шор - ручей (коми). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||