Поход на Приполярный Урал. 2011 год.

Часть 1.

От редактора.

Мы давно ждали рассказов от нашего друга, Димы Петрова. И вот он разродился! Молодец!

 

Собирались в поход на Манарагу давно, но все как-то не складывалось… То денег нет, то времени, то команды и т.д. – сами знаете.

А когда твердо решили, что тянуть некуда, а то вообще никуда не пойдем – сразу получилось, что хотят идти все и пришлось даже голову ломать по средствам сплава….

Первоначально задумывалось, что потащим самодельный двухместный кат, а сплавляться будем втроем, но… люди предполагают, а бог располагает…

            В общем набралось нас 7 человек. Несколько раз собирались, все узнали и обговорили. Подали заявку на прохождение через парк «Югыд ВА», подписали все бумаги, оплатили путевку и выслали в адрес дирекции сканы подписанной инструкции и квитанции об оплате. Купили билеты как положено за 6 недель и созвонились с водителем УРАЛа, чтобы нас встречал.

            Выехали по плану в г. Киров, там пересели на поезд Новороссийск-Воркута до Инты. По дороге пили много. Водитель встретил, как договаривались, вот только с нами посадил еще 4 человека местных, хотя был уговор, что едем только мы, т.к. платим полностью по таксе (не помню сколько, но вроде 22 000 руб. отдали на всех, сюда входит оплата разрешения на въезд машины, наши разрешения мы оплачивали отдельно заранее).  Без вездехода там делать нечего, только отъехали от Инты дорога превратилась с сплошное месиво грязи местами глубиной по 0,5 - 0,6 метра. На остановках, чтобы слить пиво ужасно кусались мошки и комары, было пасмурно и довольно таки холодно. На границе парка у всех проверили документы и разрешения на въезд – водитель еще за день нашего приезда в конторе парка в Инте наши разрешения получил и оформил на проезд машины себя и сопровождающего (с ним был еще один чел., так как они после того как развезут туристов собирались по пути заехать на старые базы геологов и пособирать там металлолом, а также к УРАЛу была прицеплена телега, которую водила оставил на полпути к горному массиву около поваленного ураганом леса, сказал, что на обратном пути эту телегу наполнит дровами, сухих поваленных стволов елки диаметром по до 20 см действительно там вдоль дороги валялось немерянно, короче поездка за наш счет у него по полной программе, как я понял просто так без туристов заехать на территорию парка ему будет накладно).

Спиной в синем – это я …

Это вагончик охраны въезда в парк.

А это мы, УРАЛ и телега…

 

        

Доехали до переправы через р. Кожим, погода чуток наладилась, попили чай, маленько передохнули ).

Дальше ехали по очень плохим дорогам, свернули в сторону, чтобы высадить четверых местных – они вышли на стрелке р. Кожим и р. Балбанью. Там мы увидели какие порожистые реки в этом районе и стало немножко страшненько…

Дорога потом постепенно становилась тверже и шла в гору, мы набирали высоту…

Мне стало понятно почему такие цены на заброску – некоторые подъемы очень крутые и требуют напряжения техники по полной, а дорога изобилует острыми камнями и покрышки явно служат совсем не долго….

         Но вот мы доехали до базы Желанная, нас высадили у оз. Бол. Балбанты.

 

 

На дальнем плане г. Народная (Поэннур).

С утра пофоткались на фоне горы Народная – самой высокой вершины Уральского хребта. 

Много мусора от туристов, ветрено… Водитель с напарником (Валера и Серега) поздравили нас с благополучным прибытием, получили с нас деньги и …. Я был удивлен, видимо у них такая традиция, не свалили сразу, а накрыли поляну в машине – достали колбасу, вареные яйца, хлеб, капусту соленую и т.п. и выставили несколько бутылок водки. Мы отметили приезд на Приполярный Урал. Валера раньше работал в Ямалтрансгаз и показал на ноутбуке ролики, как топят тяжелую технику в болотах, как переворачиваются на снежных зимниках трактора и тягачи, как переправляются через полноводные реки панели с вышками по самую кабину в воде и т.п. – короче работка очень тяжелая и опасная у газовиков с нефтяниками на буровых разработках. 

            Потом собрались и вышли в путь до старого стойбища хантов на оз. Мал. Бабанты. Лично я этот момент как-то не очень запомнил…. Шли медленно, торопиться было некуда, но я все равно очень устал. Ветер очень сильный – все таки горы…

Собрались, пошли вдоль р. Балбанты, она стала уже совсем как ручеёк:

Хотя течение очень сильное. Встали на перекус, сделали чай. Дальше дорог не будет…

Леня не выдержал и сбегал со спиннингом к небольшому озерцу – поймал гольца около 50 гр. Я не расчехлялся – было лень, да и ноги с непривычки уже сильно болели. После отдыха взяли курс на резкий набор высоты, поднялись почти на 200 м по ЖПСу и вышли на небольшое плато (подъем был примерно как к пер. Дятлова – длинный и крутой, я очень устал и в очередной раз дал себе слово похудеть и бросить курить…., естественно не сдержал).

            Начались курумники и снежники:

 

К концу дня цель достигнута. Мы дошли до озерка под перевалом Кар-Кар. Завтра по плану восхождение на г. Народная.

 

Седло впереди – это перевал Кар-Кар, еще повезло, что он не в снегу, по отчетам часто он завален снегом даже в июле, августе.          

 

Вышли утречком, бодрячком. Подъем для меня тяжел – надо было хоть на велике сына перед походом недельку покататься для тонуса… Совсем нет прыти, постоянно отстою от всех. Мышцы забиты молочной кислотой… Но терплю, думаю, что через 1, 2 дня войду в ритм и станет легче. Старею блин, - нет просто обленился и совсем не в форме…

На промежуточном плато (высота где-то 1650) отчетливо стало видно г. Манарага – самая красивая вершина Урала.

           Продолжили подъем, виды обалденные, вот только тучи все ниже и ниже:

 

Дошли до креста, от него до вершины последний рывок метров 50 (набора высоты конечно же)… Очень холодно….

  

И вот она вершина – Урал покорен, эйфория умеренная, думал будет сильнее….

Туча нас все таки накрыла в самый последний момент и обзора с вершины не было – видимость метров 20, не более….

          Чего только на вершине нет…. Разные туры, таблички, памятные доски, плаха с монетками, флаги, записки и много всякого барахла…. Кто то притащил даже щит и меч…

 

      

            ЖПС показал, что мы на высоте 1901 м, хотя источники утверждают, что Народная 1896 м, ну ладно Серега еще держит прибор на 1,5 м выше, но остальное – непонятки, погрешность измерения со спутников?

           Около креста на обратном пути я переоделся (брал с собой сухую футболку и свитер, всем советовал, но никто не послушал, - не опытные) стало теплее. Все замерзли очень сильно и поэтому вниз побежали быстро. Меня ждали пару раз за выступами, но потом я сказал, чтоб не ждали, ноги болели сильно, да к тому же разболелись связки на коленях – скакать вверх по крупным камням не легко, также не легко и спускаться, страшно поскользнуться. Серега со мной остался и мы спускались до плато не торопясь. Потом я сказал, что дальше нет очень крутых каменных спусков и дорогу я найду, он замерз и убежал, а я поковылял как инвалид тихонечко. В разломе забитом снегом придавило по большому, пришлось присесть у ручья талого снега, чтобы подмыться, бумагу то не взял…. Еще потерял время… за 100 м до стоянки увидел Серегу – он пошел мне на встречу – запереживал… Но сразу увидел меня и дождал, говорит, что меня нет минут 40 уже… Пришел к палаткам, натер фастумгелем ноги – перегрузка для меня страшная. На горелке заварганили супчик, а потом сделали горячий шоколадный бейлиз: кипяток, сгущенка, какао несквик и спирт – напиток развели где-то на 25-30 градусов – бодрит очень и согревает сразу… Напиваться не стал, знал, что завтра будет еще труднее – переход через Кар-Кар. Ушел спать раньше других.

            Ветер очень сильный, ночью была ужасная гроза: сверкали молнии, грохотало сильно. Порывы ветра очень сильные, держали руками изнутри дуги у моей палатки – иначе её (палатку) складывало… Палатка Салева Скаут – не пригодна для горной пешки. Одно колено дуги расщепило ветром в итоге – подмотали с запасным коленом дуги от Серегиной палатки изолентой и скотчем, потом уже в лесной зоне проблем не было….

             Пока идем по графику, который наметили дома.

 

 

Конец первой части.  Часть 2.

Дима Петров, г. Пермь

Турклуб "Железный Копчик" в содружестве с клубом "Ледяные яйца"