Как я перезимовал лето...

Привет, Сергей.
Долго я не писал, никак что-то не мог собраться.
Сходили мы «нормально». Самый экстремальный поход в моей практике. Только все наоборот, чем у вас. У вас жара, а мы в горах попали в жестокую облачность, видимость не более 30 м, на тебе конденсируется влага и сам весь сырой – насквозь, до последней нитки. Рюкзак тяжелее кг на 10, чем в сухом состоянии. Все это сопровождается шквальным ветром, порывы с ног сбивают, если расслабленно стоишь. А потом температура воздуха упала до минусовой отметки и пошел снег, выпало около 15 см. Было 24 июля. У нас не было ни одной сухой вещи, в тот момент я не на
шутку переживал за наше здоровье.

Но обо всем по порядку.
Выехали по плану. До Ауспии доехали на машине, так что ноги от Ушмы не  топтали. На радостях на Ауспии отметили это по полной. Погода стояла жаркая и сухая. Веселились всю ночь, а на утро были в полном нестоянии. Сделали закладку и вышли на тропу, но из-за жестокого похмелья смогли дойти только до первого притока. Завалились спать прямо без палатки, хотели вечером еще прошагать немного, но когда продыбались пошел дождик.
Сварили еду, поставили палатку и завалились дальше спать. На следующий день вышли в 6.00, так как выспались по полной и дошагали до последней стоянки перед перевалом. Весь день были кратковременные дожди, но погода была теплая. На стоянке с ложкой действительно есть таких же размеров вилка уже. На ней было более 20 человек.

Следующий день сделали полудневку. Вышли в горы поздно. После перевала Дятлова, на отроге г. Холатчахль нас накрыла страшенная гроза. Поставили палатку и сидели в ней около 2-ух часов пока бушевала стихия. Я таких гроз еще не видел. Каждые 2 секунды 19 молний подряд км в полутора от нас. И потом еще их было море. Ветер чуть не унес палатку вместе с нами. Когда утихло мы выдвинулись дальше, но все было сырое и идти было плохо, похолодало изрядно.

Дошли до урочища Поритайтсори. На утро погода была солнечная, мы осмотрели потрясающе красивые водопады, снежные гроты пробитые ручьем, маленькое озерцо, скалы. Собрались и уже поздненько выдвинулись к г. Отортен. Поздно вечером дошли по склонам, т. к спустились к Поритайтсори за день до этого. Встали пониже озера. Было 19 июля – мой День Рождения. Поставили палатку, обвесили её надувными шариками, сварили праздничные макароны, порезали сырокопченой колбаски и отметили душевно. Пили виски и водку, курили сигары. Праздник испортил небольшой дождик

На утро пошли к озеру, облачность усилилась, но пока еще ничего не предвещало катастрофы с погодой. Похолодало. В озере искупались, помылись. Вода градусов 5 от силы, но мыться надо было. Я стал себя чувствовать как-то не хорошо, когда шли от озера к палатке. Готовили еду, мое состояние ухудшалось. Через часа полтора у меня поднялась температура, я мерз под двумя спальниками. О выходе на маршрут не было и речи. Лечился золотым корнем, таблетками и сном.

На утро погода еще  ухудшилась, но вышли вперед. На склоне Моттевчахля нас накрыли облака с дождем. И больше мы солнца не видели до 26 июля. Из-за плохой видимости поплутали. Потом ждали погоду. Потом пережидали ураганы. После решили свернуть пешую часть маршрута из-за нехватки времени и вернулись к озеру у Отортена. Там нас после очень экстремальной ночевки в сырых спальниках и шквальном ветре (палатку складывало, дугами от неё по головам стучало) накрыл снег. Поняв, что следующую ночевку нам не пережить и дождаться погоды не судьба, мы приняли волевое решение во что бы то ни стало спуститься с гор в районе перевала Дятлова. Пока еще световой день надо было пройти по горам около 20 км в нулевой видимости, шквальном морозном ветру, снежной пурге, да еще и в сырой одежде. Я первый раз в жизни одевал дождевик не на куртку, а под куртку – ибо все было уже сырое, а так хоть чуть меньше продувает. Из под снега выкопали наши сырущие шмотки, напялили их на себя и в путь. Надо учесть, что к этому моменту мы практически ничего не ели уже третьи сутки (по горсточке сухариков, пачка хлебцев, шоколадка и вскипяченный на горелке чай без сахара за 2,5 суток). И мы этот подвиг совершили.

На перевале Дятлова были уже практически в темноте. На стоянке хотели разжечь огромный костер, но все дрова были абсолютно сырые, да и высота еще большая, облако очень сырое и костер не горел, надо было постоянно махать поджопником, чтобы немного горело. На этой стоянке у нас в закладке (здесь тоже маленькую сделали) оставили водки 1,5 литра. На голодный желудок и с замерзания окосели все мигом, но состояние улучшилось значительно. Кое как сварили горячей еды, наелись. На утро облако немного поднялось и костер начал гореть нормально, сушили спальники, а потом спали в тепле, спали, ели, спали, спали, ели, спали. В общем была дневка, пусть и погода была мерзкая. Бурундуки потырили часть крупы и конфет пока мы спали, я их застал как-то на месте преступления. Выдвинулись маршем к Ауспии, на Ложке всех сдуло, куча еды (пакеты супа, кубики, пюре, крупа, рожки) валялась на стоянке. Люди не дождавшись погоды оставляли её и даже не сунувшись в горы поворачивали до дома.

На тропе до Ауспии встретили медведя. Поорали и он убежал, сами перессались сильно, но штаны никому менять не требовалось (кстати, в горах несколько раз видели северных оленей). Прошли тропу от перевала до Ауспии за один день, но устали очень сильно. Из закладки выудили водку и не по детски дорвались до неё на 2 дня за окончание пешей части. Но наши страдания еще не кончились.

Собрали катамаран и пошли вниз по Ауспии, до впадения в Лозьву 7 км. Через полтора км – огромный завал, обнесли с разгрузкой, вымотались на обносе сильно. Потом через 0,5 км еще больше завал – обнесли. Потом еще один – обнесли, а потом – такая серия завалов, что мы на все плюнули и разобрали катамаран. Обратно возвращаться – в облом, а вперед – 3,5 км – дорог нет вдоль речки и буреломы и болотина. Крондец. Переночевали. Целый день мы шарились по лесу и буреломам и вышли все же к Лозьве, все на свете прокляли. Собрали катамаран. Хариуз не ловился совсем. Зато вечером была поклевка тайменя около 4 кг, но подводив его 3 раза к берегу на хариузную снасть я его взять не смог. Через 1,5 часа уже по темноте Шурик взял другого тайменя примерно на 4,5 кг. А в 100 метрах от нас рычал медведь и ходил лось.

На следующий день начался нормальный сплав. На вырубках набирали грибов – местами было очень много, на перекатах и в ямах рыбачили. Хариуза не было совсем, тайменей поймали 6 штук, от 1,5 до 5 кг, но съели только первого, остальных отпускали – жалко рыбу, очень редкая. А какая вкусная – лосось все же. Еще ловили щук от 0,7 до 3 кг – ели, вкусные жаренные, но было не очень много. Кончились сигареты. И вообще мы назвали весь сплав – Тропою мокрого шакала. Так как дожди лили страшно, река вздулась и поэтому не было рыбы, у всех кого встречали шакалили сигареты. В Вижае нас приютили и истопили баньку, конечно не бесплатно, но дешево и спасибо людям за сострадание. После выехали в Ивдель, а там в Серов и в Пермь. В поезде простыл (прикольно, постоянно сырой и ничего не было, а тут), дома ходил 4 дня без голоса. Состояние было – как из космоса вернулся, вообще цивилизация просто бесила и раздражала. Похудел на 6 кг за поход.

Итоги:

1. Каждый день похода - дождь, хоть небольшой, но был, а в основном  приличные, иногда просто проливные и грозы, один день снежная пурга.

2. Цель-Маньпупунер не выполнена из-за природных катаклизмов.

3. Таймени были пойманы – цель взята.

4. С мансями пообщаться не удалось, у них переселение произошло, главный  шаман после пожара сказал, что теперь на этом месте жить нельзя, короче я их не встретил. А которых встретил в Ушме (сейчас там идет строительство – строят для мансей поселок-резервацию) – те обрусевшие полностью и своей культуре имеют крайне смутные понятия.

5. Видео нет, камера вымокла и более не просохла. Дома уже привел в
рабочее состояние. Фото есть.

6. Вообще места очень суровые, но и красивые, особенно скалы на Лозьве,
ниже Ушмы.

На сегодня все, я итак вроде много написал.
Подробности потом, в процессе общения.
Как сами то поживаете? Жаль, что не сходили, но куда-то все равно же ездили?